среда, 13 января 2010 г.

Наиболее значимые для предприятий торговли коэффициенты

При анализе финансового состояния торгового предприятия нет нужды рассчитывать все финансовые коэффициенты. Адекватную картину текущей деятельности покажут следующие показатели:
1. Показатели рентабельности (пример):
- рентабельность продаж (Прибыль от продаж/Себестоимость реализованных товаров). В качестве норматива используется значение рентабельности продаж за наиболее удачные периоды, например 10 -15%;
- рентабельность продаж с учетом затрат на обслуживание долга (Прибыль от продаж/(Себестоимость реализованных товаров + Проценты по кредитам). Руководству необходимо понимать, как использование кредитов сказывается на прибыли;
- рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE; отношение чистой прибыли к собственным средствам компании (раздел III баланса). Этот показатель учитывает степень управляемости предприятием, и его рыночный потенциал. ROE позволяет сравнить эффективность бизнеса с возможным доходом от вложения средств в другие предприятия. В качестве норматива показателя можно использовать среднегодовую учетную ставку Центрального банка России.
2. Показатели ликвидности. Позволяют определить степень платежеспособности компании и возможности своевременно рассчитаться по краткосрочным обязательствам.
- Коэффициент текущей ликвидности (пример) рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Этот показатель используется для оценки кредитоспособности. Целевое значение для этого коэффициента принято равным двум единицам. Использовать коэффициент текущей ликвидности следует крайне осторожно. Например, текущая ликвидность может соответствовать нормативу, но при этом в оборотных активах компании значительная часть будет приходиться на неликвидные запасы или на просроченную дебиторскую задолженность, что нельзя использовать для погашения полученных кредитов и займов.
- Рабочий капитал - working capital (пример расчета), или собственные оборотные средства, представляет собой разницу между активами компании и краткосрочными обязательствами, то есть это часть оборотных активов, которые финансируются за счет долгосрочных обязательств и собственного капитала компании. Наличие у компании рабочего капитала показывает ее способность погашать краткосрочные обязательства, что свидетельствует о ее ликвидности. С другой стороны, величина рабочего капитала характеризует возможность расширения бизнеса и реинвестирования, что особенно важно, когда компания проводит активную инвестиционную политику.
3. Показатели оборачиваемости (пример). Для торговой компании один из наиболее важных показателей деятельности - оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей (отношение средней задолженности за период (дебиторской или кредиторской) к выручке компании). Необходимо, чтобы оборачиваемость дебиторской задолженности была выше, чем кредиторской. В такой ситуации предприятие работает за счет коммерческого кредита, предоставленного поставщиками. Если наоборот, предприятию в ближайшее время либо потребуется финансирование либо необходимо пересмотреть условия отсрочки платежа.
До свидания

Комментариев нет:

Отправить комментарий